Мангалы выполняют роль не только печи для приготовления блюд, но и декоративно-ландшафтную функцию. В загородных домах чаще всего располагают его во дворе или задней части участка. Отдельного внимания заслуживают жаровни, изготовленные в форме паровозов — они бросаются в глаза обилием блестящих частей и напоминают кузнечное произведение искусства. О том, как сделать такую конструкцию, пойдёт речь далее.
Конструкция и чертежи
Каждая разновидность мангала паровоза может быть по-своему уникальной и оригинальной. Многие умельцы снабжают их множеством отделений и отсеков для приготовления разных блюд, а не только шашлыка. Однако в любой из конструкций нам будут необходимы 2 отдела:
- место под угли или дрова;
- отсек с дымоотводом.
У мангала-паровоза есть общая форма, которая отличает его от других мангалов: наличие характерной трубы. Она как раз и выполняет функцию отвода дыма от прогоревшего топлива. В более-менее классической конструкции паровоза предусмотрены камеры под гриль и барбекю отдельно, расположенные в горизонтальном направлении. А ещё можно продумать бокс в мангале паровозе для горячего и холодного копчения, место под решётку и отделение для хранения дров и углей, а также принадлежностей для розжига.
Чертежи для такой сложной поделки просто необходимы, и в них устанавливается, какой окончательный вид будет иметь мангал. В чертежи переносятся все точные разметки, а также указываются размеры всех отдельных элементов. Учитывая, что внешне это будет выглядеть, как паровоз, на этапе черчения продумывается количество вагонов и колёс.
На каждой стадии сборки конструкция сверяется с чертежами. Чаще всего исходной основой для данной разновидности мангала выступает старый газовый баллон литров на 50 вместимости. Помимо него, потребуется немало обрезков и листов металла, толщина которого желательна на уровне 8 мм. Этого значения достаточно для безопасного контакта с огнём.
Другие декоративные элементы мангала паровоза из газового баллона могут быть исполнены методом литься или ковки. Они изготавливаются настолько разнообразными, насколько позволяет фантазия мастера. Помимо декоративной опции, отдельные элементы могут приносить реальную практическую пользу. Например, колёса можно сделать передвижными для перемещения паровоза по участку. Очень удобно предусмотреть подсветку в виде фонариков.
Материалы
Однако помимо материалов, не лишним будет заблаговременно запастись некоторыми инструментами для работы над мангалом паровозом. Итак, нам пригодятся следующие приспособления:
- аппарат для сварки;
- болгарка;
- молоток;
- плоскогубцы;
- набор отвёрток;
- шурупы, саморезы в ассортименте.
Для изготовления мангала в виде паровоза понадобится довольно много разнообразного металла. Заранее необходимо запастись пустыми газовыми баллонами, трубами разного диаметра и листовой сталью. Чтобы сделать раму будущего изделия более прочной, можно прикупить металлических уголков или профилированную трубу.
Дополнительный вагон паровоза делается из ещё одного баллона, и в него впоследствии можно складывать дрова, уголь и другие материалы. Пустые газовые баллоны идеально подходят для такой конструкции, потому что такой металл довольно прочный и долговечный сам по себе. Он легко поддаётся обработке, но при этом способен выдержать даже высокую температуру.
Мангал в форме паровоза должен служить долго, вплоть до нескольких десятков лет. Поэтому нужно уметь подобрать нужную толщину используемого металла. Те части, которые будут непосредственно контактировать с огнём, должны быть толщиной 8 мм. В противном случае конструкция может деформироваться под тяжестью своего же веса.
Как сделать мангал паровоз своими руками
Основой для мангала паровозика своими руками зачастую выступает старый газовый баллон. Сначала нужно уметь правильно его разобрать с соблюдением правил безопасности. Первым делом необходимо избавиться от остатка газа внутри ёмкости. Потом происходит скручивание вентиля. В некоторых случаях для этого приходится воспользоваться газовым ключом.
До начала работ, связанных с резкой, нужно принять меры безопасности. Баллон заливается водой, подвешивается вверх ногами и оставляется в таком виде на 3-4 часа. После этого жидкость сливается и можно начать выполнять основные работы.
Далее перечень действий будет выглядеть примерно следующим образом:
- Сначала общий диаметр изделия нужно разделить на 4 части по разным направлениям от сварочного заводского шва.
- От заводского шва вверх отступается 340 мм. От нижней полосы вниз идёт отступ 100 мм.
- Сначала вырезается кусок баллона, который будет играть роль крышки. Для этого диск болгарки движется от центра в стороны, располагаясь под прямым углом.
- По одной из вырезанных линий привариваются петли. Их можно сделать 2 или 3 штуки.
- Чтобы петли не деформировались, вдоль линии разреза зафиксируем небольшой уголок из металла. На этом работа с крышкой окончена.
- Основная часть паровоза готова. Теперь можно приваривать колеса и другие вагоны, если в этом есть необходимость.
После резки баллона для мангала паровоза приступают к сооружению рамы или корпуса. К ним приваривают колёса и другие декоративные элементы из металла. Количество колёс и их диаметр определяется особенностями конструкции. Чаще всего их делают из труб, которые разрезаются тонкими кольцами при помощи болгарки. В качестве элементов декора используются кованые плетения, завитки, прутья и т. п.
Ручки и поддув для огня
Как только сварная рама и корпус стойки подготовлены, можно побеспокоиться о том, какими будут подставка, ручки и другие вспомогательные узлы. Помимо этого, такая жаровня может оснащаться полками, крючками, навесом, вытяжкой. На крючках можно подвешивать разную утварь, а на полках хранить посуду и пр.
Вытяжки пригодятся по той причине, что они отводят наружу лишний дым от продуктов горения. В переднюю часть корпуса вваривают трубу. Сверху приваривается конусообразная пластина для защиты от дождей. Навесы изготавливают из срезов металлических бочек. Когда конструкция в целом собрана, её покрывают термостойкой, огнеупорной краской. В составе таких красок применяются жаропрочное стекло и специальные композитные компоненты.
Внешний вид и форма ручек не имеют особого значения. Однако они обязательно должны быть жаростойкими. Снаружи к ручкам приделываются деревяшки, чтобы не обжечься горячим металлом. Чтобы крышка не проваливалась внутрь, по периметру приваривается небольшая металлическая полоска. Необходимо для шампуров сделать небольшие выемки и пропилы, в которых они будут находиться.
Отдельное внимание уделяется поддуву из баллона, поскольку для топлива нужно обеспечить поступление кислорода. Для этого переворачиваем мангал вверх ногами. На расстоянии 10 см от шва нужно сделать 2 продольные полосы, либо множество отверстий в ряд, через который будет поступать воздух. Заводские швы лучше не трогать, чтобы не нарушить целостность конструкции.
Теперь нужно срезать кран, а на его место вставить металлическую трубку. Через неё система сможет проветриваться, а остатки дыма — выходить наружу. В самом конце работ приступают к окрашиванию конструкции в предпочтительный цвет. Краска обязательно должна быть термостойкой.
Изготовить самостоятельно уникальную жаровню не так сложно, как могло бы показаться на первый взгляд. Большинство отработанных ёмкостей и узлов можно найти в сарае или на даче. В крайнем случае, всё это приобретается в строительном магазине или в отделе товаров для дома. Если проявить немного фантазии, то вполне соорудить настоящее произведение искусства. Если у кого-то из читателей есть опыт изготовления такого паровозика, предлагаем поделиться им в комментариях после прочтения.
Если бы не дети, я бы не парился и не делал мангал в виде паровоза, в итоге они, конечно, остались в восторге.
Никогда не предполагал, что из обычного мангала можно соорудить такое великолепие. Воистину, есть люди с золотыми руками) Видел до этого уличные камины барбекю с зонами для отдыха, а жаровни-паровоза не встречал. Очень красиво и похвально!